Заявки клиента на перевозку. Кому это надо?

Заявки клиента  на перевозку. Кому это надо?

Вы – участник ВЭД – заключили общий договор на организацию перевозки грузов (далее – договор) с Экспедитором (не агентом).

Непосредственно из договора с экспедитором, как правило, не возникает обязанности перевозки грузов. Договор носит общий рамочный характер. Также из договора не вытекает и обязанности грузоотправителя (грузополучателя) предъявлять груз к перевозке.

Ваш договор организации перевозки грузов – это договор, заключаемый не в момент начала транспортного процесса, а в момент, предшествующий ему, т.е. договор консенсуальный. Лишь в заявке оговариваются существенные условия конкретной перевозки. В ней устанавливается обязанность экспедитора предоставить Клиенту в определенное место загрузки необходимое транспортное средство, обязанность Клиента предоставить определенный груз, маршрут следования, размер фрахта, ответственность сторон, дата загрузки, место таможенного оформления и т.д.

Итак, Экспедитору нужна заявка как приложение к договору. В нашей практике часто возникает ситуация, что заявка нужна как будто бы только Экспедитору. Мы выпрашиваем корректную заявку, мучаем наших клиентов. Вашему сотруднику недосуг заполнять заявку. Знакомая ситуация? А ведь ваши риски  - это стоимость груза, несколько десятков тысяч евро.

Зачем вам заявка?

На основании заявки начинается, по сути, сам процесс организации перевозки. С этого момента для сторон возникают взаимные обязательства по конкретной перевозке: экспедитор начинает заниматься подбором необходимого транспорта для данной перевозки, Клиент обязан предоставить груз для такой перевозки в установленные сроки.

Если стороны халтурно отнесутся к порядку оформления заявки, одна из сторон не подпишет ее, либо стороны не обменяются оригиналами согласованной заявки, в дальнейшем могут возникнуть проблемы. Такие проблемы могут возникнуть в случае, если иных доказательств организации перевозки Экспедитором одна из сторон по каким-то причинам предоставить не сможет. Иными доказательствами участия Экспедитора в перевозке являются - подписанные акты об оказанных услугах, платежные поручения об оплате за перевозку, экспедиторская расписка и т.д.

Для экспедитора, который сам не осуществляет перевозку, а является посредником и использует привлеченных перевозчиков, вопрос с надлежащим оформлением заявок очень актуален. Подтверждающим документом о надлежащем исполнении перевозки будет являться товарно-транспортная накладная (СМР), но в ней будут указаны реквизиты перевозчика, непосредственно перевозящего груз, и реквизиты грузоотправителя, который может быть отличным от лица, заказывающего транспорт у экспедитора, и ни слова не будет в СМР о том, что организацией данной перевозки занимался экспедитор и ее заказал именно наш Клиент. Поэтому при возникновении спорной ситуации кроме как заявкой доказать причастность к данной перевозке экспедитора, в большинстве случаев, сторонам нечем.

Начало исполнения заявки – организация перевозки груза в виде поиска и назначения фактического перевозчика – не имеет никакой важности, так как отсутствие подписанной заявки на перевозку груза (письменная форма ст. 802 ГК РФ) не считается соблюденной. Договорные отношения по перевозке возникают только в случае передачи груза непосредственно перевозчику. Следовательно, перевозчик не несет ответственность за утрату груза при таком статусе заявки, если, конечно же, не доказано приятие груза к перевозке непосредственно уполномоченным лицом.

Остается уповать на порядочность вашего контрагента. Когда на кону, к примеру, 100000 евро убытка, то прекрасные отношения вдруг портятся, а на сцену выходят юристы. Мы, Еврологистика,  и большинство наших коллег – порядочные компании. Но вопрос может быть вокруг содержания заявки. «Мы получали заявку на перевозку БУ станков стоимостью 5000 Евро, а вы утверждаете, что заказывали перевозку нового оборудования с ЧПУ стоимостью 350000 евро» Это вполне реальный сюжет.

Примеры судебной практики:

· Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.08.2011 по делу N А56-59130/2010;

·Постановление ФАС Уральского округа от 25.06.2003 N Ф09-1597/03-ГК по делу N А60-2244/03,

·Постановление ФАС Поволжского округа от 04.05.2010 по делу N А72-4200/2009; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.06.2011 по делу N А56-13124/2010.

В данных решениях суды указали на обязательное наличие заявок, составленных в определенной форме, для подтверждения наличия обязательства между экспедитором и Клиентом.

http://zakon.ru/discussions/obyazan_li__ekspeditor_ne_yavlyayushhijsya_fakticheskim_perevozchikom_obespechit_soxrannost_gruza_i_/4031

Господа!

Составляйте и подписывайте свои заявки сами. Это убережет вас от проблем в случае ущерба грузу. Требуйте подтверждения заявки!

В следующей статье на эту тему мы опишем современные способы экономного оформления заявок (ЭЦП, личные кабинеты и тд.)

Если вам есть что добавить по теме, звоните 8-800 700 5542… или пишите info@eurologistics.ru


Назад к списку

Ваш браузер безнадежно устарел,
скачайте любой другой!

Google Chrome
FireFox
Opera