Оценка действий таможни по транспортным счетам в валюте

В последнее время  таможенные органы  с повышенным вниманием  относятся к практике выставления транспортных счетов в валюте за услуги по перевозке товаров  пересекающих таможенную границу ЕАЭС. Считаем необходимым  проинформировать  наших клиентов о возможных действиях таможенных органов,  при проведении проверок.
         Согласно п.7 статьи 169 Налогового кодекса РФ, п.2 статьи 317  Гражданского кодекса РФ,   стоимость реализуемых работ, услуг  может быть выражена  в иностранной валюте, а расчеты за данные работы, услуги могут производиться в рублях. Распространенной практикой  для транспортных компаний, является выставление  счета за перевозку в иностранной валюте. При оформлении декларации на товары клиент транспортной компании или уполномоченное им лицо (таможенный представитель), включает сумму транспортных расходов за перевозку груза, до таможенной территории ЕАЭС, в таможенную стоимость. Последующий расчет налогов и сборов, на базе таможенной стоимости,   осуществляется в соответствии с порядком определенным в Таможенном  кодексе Таможенного Союза и Федеральном  законе от 27 ноября 2010г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
       Оплата транспортного счета  происходит в течение некоторого времени  после доставки товара,  оформленного в соответствии с таможенным законодательством,  в пункт назначения  согласно заявке на перевозку. Срок и порядок оплаты счетов определяется договором между транспортной компанией  и ее клиентами.  При оплате счета за транспорт ,  возникает  положительная или отрицательная курсовая разница при расчете таможенной стоимости,  так как курс валюты,  в которой номинирован счет, определенный ЦБ РФ на день оплаты транспортного счета,  отличается от курса ЦБ РФ на день подачи декларации на товары.
      При проведении камеральных проверок таможенные органы считают, что возникшая положительная курсовая разница- это налогооблагаемая база, неучтенная при определении  таможенной  стоимости товаров  оформленных ранее.  С точки зрения таможенных органов,  это является предметом административного правонарушения, в соответствии с п.2 статьи 16.2  КоАП РФ, что влечет «наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей».
        Считаем данные действия таможенных органов неправомерными по следующим причинам.  Согласно п.2 статьи 75  Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС),  базой для исчисления таможенных пошлин, в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок,  является таможенная стоимость товаров.  В соответствии со статьей 78 ТК ТС, пересчет иностранной валюты для целей исчисления таможенных пошлин, налогов,  в том числе,  для определения таможенной стоимости товаров, осуществляется по курсу  действующему  на день регистрации таможенной декларации таможенным органом.  Курс валюты устанавливается в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза,  т.е. определяется Центральным банком РФ, на основании  Федерального закона  “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” от 10 июля 2002 года №86-ФЗ.
       Такие же правила  исчисления пошлин, налогов, таможенной стоимости,  определены в  статье 118  Федерального закона  № 311-ФЗ от 27 ноября 2010 года  «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
      На отсутствие корректировки налоговой базы, при возникновении курсовой разницы, указывается и  в п.4  статьи 153 Налогового кодекса РФ  «при определении налоговой базы иностранная валюта или условные денежные единицы пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. При последующей оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав налоговая база не корректируется».
       Таким образом, по нашему мнению, описанные выше действия таможенных органов  не правомерны.  

Статью подготовил аналитик ОТО ТА Еврологистика Зимин Дмитрий.
      

Назад к списку

Ваш браузер безнадежно устарел,
скачайте любой другой!

Google Chrome
FireFox
Opera