СЕМТа нет – штраф 150 тр или подлог

Большая доля грузов из Западной Европы до РФ перевозится прибалтийскими и польскими перевозчиками. Для такой перевозки прибалту или поляку нужен СЕМТ – трехсторонний дозвол. Но их мало и они дороги. Поэтому используется всем хорошо знакомая система BY ORDER. От отправителя а Европе машина едет с одной накладной с получателем в РФ до "дома" (Варшава, Вильнус, Рига и тд), далее с теми же инвойсами, но уже с новой СМР и по обычному двустороннему разрешению в РФ. При этом реквизиты и вся информация о грузе, отправителе груза, получателе не меняется. Вносится коррекция только по месту загрузки, как в изображениях ниже.

cid:image001.png@01D332C4.D3D27400


cid:image005.jpg@01D332E0.64255E30

Местом загрузки во второй СМР указывается город, где расположен таможенный склад оформляющий груз на Россию. Так работает везде кроме Италии. В Италии особо часто и жестко проверяют СЕМТ (штраф за отсутствие около 5000 евро). Поэтому при загрузках из Италии возникает интересный вопрос к отправителю «подобьет ли он СМР до ..», т.е. вместо указания места доставки по контракту отправителя просят написать, например, Вильнус / склад такой то. Не все отправители на это идут по понятным причинам.
Схема не законная и в последний год транспортная полиция РФ стала больше проверять перевозчиков. Наказание – статья 11.29 КоАП , штраф от 100000 до 150000 р. Кроме КоАП на защите интересов России стоит приказ Минтранса России от 14 октября 2015 N 301 «Об утверждении особенностей выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств». Этот приказ, вероятно, придумали чтобы бороться с By Order перевозками.
Согласно приказу перевозчики, которые перевозят грузы третьих стран, обязаны иметь среди прочего следующие документы:
а) международная товарно-транспортная накладная;
б) сертификат происхождения товара;
в) поручение грузоотправителя или грузополучателя иностранному перевозчику на перевозку груза,
г) счет-фактура (инвойс);

Загвоздка и сюрпризы происходят именно из-за пункта "В". Поручение должно быть оформлено письменно, заверено печатью и подписью с указанием фамилии подписавшего, а также содержать информацию: наименование груза, коды товаров, вес (объем) груза, количество грузовых мест, о грузоотправителе, полный адрес места погрузки, грузополучатель, полный адрес места разгрузки. По сути, выше перечисленная информация дублирует все, что указано в СМР. Это, безусловно, является абсолютным абсурдом. Отправитель ставит печать в СМР и таким образом поручает перевозить свой груз, перевозчик ставит свою печать и таким образом обязывает себя безопасно и сохранно его доставить до пункта назначении, получатель на выгрузке ставит печать и таким образом подтверждает факт окончания перевозки. Почему нужна еще одна бумажка - не известно, особенно, с учетом того, что часто отправитель или получатель не имеют договорных отношений напрямую с перевозчиком и не могут ручаться друг за друга.

Возникают вопросы и с оформлением данного документа: на каком языке, например, немецкому отправителю заполнить данное поручение- на своем или русском? Как выглядит сама форма поручения ( в природе единой не существует и перевозчики изобретают каждый свою )? Как получить поручение, если груз отгружается через склад? Да и вообще, как объяснить клиенту в России что нужно быстренько, в дополнение к ранее заключенному договору, оформить и отправить к месту загрузки курьерской почтой это поручение?

В протоколах об АП по статье 11.29 появляются довольно занятные тексты. Например, вот выдержка из свежего (извините, качество не очень, добыто конспиративным путем)



Нарушение – отсутствие 3х стороннего дозвола и тут же про неисполнение приказа Минтранса 301. Хотя по факту , конечно, к данному перевозчику юридически сложно придраться – ведь в СМР стоит Вильнус – РФ. Перевозка не требует 3х стороннего дозвола. И тут на помощь приходит 301й приказ…
В общем, по нашей оценке, ситуация правового беспредела на фоне защиты интересов национальных перевозчиков. Можно оспаривать данные решения и выигрывать, но перевозчики предпочитают платить и быстро уезжать.

Спасибо Керпаускису Мартинасу за участие в подготовке статьи.

Назад к списку

Ваш браузер безнадежно устарел,
скачайте любой другой!

Google Chrome
FireFox
Opera