• Главная
  • Статьи
  • Влияние режима труда и отдыха водителей на скорость доставки. Конфликт интересов.

Влияние режима труда и отдыха водителей на скорость доставки. Конфликт интересов.

Довольно часто в международных автомобильных перевозках возникают конфликтные ситуации между перевозчиком и заказчиком насчет сроков доставки. Одна сторона хочет, чтобы товар как можно быстрее поступил на склад и пошел в производство / продажи, а другая - пытается тщательно соблюдать трудовой режим водителей, чтобы избежать штрафных санкций.

Если заказчик и перевозчик заранее обсудили сроки доставки, а во время поездки не было форс-мажорных ситуаций (наводнение, пожары, политические запреты на государственных границах, дорогах и тд.), а заказчик не превысил нормативных сроков по загрузке / выгрузке либо таможенного оформления 24/48 или 48/24, которые могли бы изменить это, вина ложится на перевозчика. Он полностью отвечает за то, как водитель рассчитал свое время, где отдыхал, по каким трассам ехал и какой маршрут выбрал, сколько времени проводил дома. Возникают ситуации, когда у водителя заканчивается трудовой режим буквально перед воротами заказчика и он не может начать загрузки / выгрузки. Водитель - экспедитор берет на себя много ответственности, в том числе за то, как была загружена а/м, все ли документы переданы, правильная ли маркировка, нету ли перевеса по осям и, безусловно, успеет ли он доставить груз вовремя. Он обязан следить за показателями тахографа все время и, в случае, опозданий вовремя передать инфо диспетчеру, чтобы тот мог предпринять необходимые меры (например, посадить другого / второго водителя ). Безусловно, большая ответственность ложится и на оператора / хозяина транспортной компании, который должен адекватно оценить требования клиента.

В практике нашей компании часты случаи когда перевозчик подписывает заявку с конкретным сроком доставки, а затем не соблюдает его ссылаясь на нормы работы водителей при международных перевозках грузов. Часто возникает вышеописанная ситуация, когда поставщик на 1 день задерживает машину на загрузке, и перевозчик апеллирует к этому обосновывая срыв срок доставки на 3 дня (1 день тот на который его задержали + 2 дня законный отдых водителя). Но каждую подобную ситуацию надо рассматривать отдельно. Где отдых, каковы конкурентные реалии, какой груз.

Еще вариант – ТС  стоит на границе из-за документов клиента день или два. Еле проезжает и … встает на 48 часовой отстой.

Требования в ЕС

ДИРЕКТИВЫ ЕС 561/2006 гласят, что максимальное время непрерывного вождения составляет 4 ½ часа, после чего следует перерыв не менее 45 минут, если только не начинается период отдыха. Во время перерыва запрещено вождение и совершение другой работы. После перерыва можно продолжать вождение.

45 минутный перерыв можно разделить на 2 перерыва. Первый перерыв должен быть не менее 15 минут, а второй не менее 30 минут. Например, перерыв можно разделить следующим образом:

image001.gif

Разрешенное ежедневное время вождения 9 часов. Два раза в неделю (начиная с понедельника 00.00 часов до воскресенья 24.00 часов) это время можно продлить до 10 часов.

Периоды работы и отдыха водителя

Общее время вождения в неделю не должно превышать 56 часов.

image003.gif

image004.jpg

В изображении, так называемая "шайба", в которой отображается вся информация, связанная с передвижением грузовика с точки А до В ( скорость, остановки, продолжительность рабочего режима и режима отдыха ).

Цена нарушения

“Максимальные размеры штрафов отличаются в зависимости от страны. Их размеры (по данным 2010 года) варьируются от фиксированных 58 EUR на Мальте и 2.777 EUR в Венгрии до 5.000 EUR и более в Австрии, Германии, Ирландии и на Кипре. Например, манипуляции с показаниями тахографов в Испании наказуемы штрафом в 4.601 EUR, в Италии – до 6.232 EUR, а во Франции – до 30.000 EUR с возможностью лишения свободы на срок до 1 года.” www.ati.su

В РФ штраф за нарушение трудового режима при автоперевозках всего с 1000 до 3000 рублей. Уже несколько раз в Министерстве Транспорта обсуждалось повышение данных норм, но до сих пор это осталось проектами.

Безусловно, многие перевозчики нарушают правила, рискуя репутацией, лицензией и своими деньгами. Особенно безответственно себя ведут во время кризисных периодов, в январе и летом, когда обороты начинают падать. Особенно часто правила нарушают "рефовые" перевозчики, так как сроки их прижимают сильнее. Наверное, 99% пытаются "отыграться" в России, так как штрафы здесь мизерные, да и откупиться дёшево и легко.

Отношение страховой компании

СК (страховая компания) относится к нарушению режима труда и отдыха водителя ПЛОХО. Это по сути формальный повод отказать в возмещении ущерба по полису страхования ответственности перевозчика. Т.е. перевозчик может не получить возмещение за утраченный груз, если водитель попал в аварию после, к примеру, непрерывного 12 часового управления машиной. А это значит, что и заказчик не получит легко возмещение и будет судиться с перевозчиком.

Такова может быть цена, например, за приказ перевозчику ехать из порта СПб в Москву (700 км) с морским контейнером и непременно рано утром быть на месте. Один водитель, загрузка в порту занимает 3-4 часа + примерно 8 часов на дорогу.

Сроки доставки скоропорта

Многие виды фруктов и овощей имеют очень короткий срок годности, во время которого они могут сохранить торговый вид и не испортиться. Например, зеленый салат "жив" всего лишь 10д. То есть надо загрузить очень быстро, доставить его за 3-4 дня до растаможки в РФ (представьте, как быстро должна ехать машина, если товар отправляется с южной части Испании или Турции ), очень оперативно растаможить, выгрузить и развозить по торговым точкам, чтобы осталось максимально время для продаж. В случае даже минимальных задержек товар попадет на полки магазинов слишком поздно и придется его сразу же продавать со скидкой. Быстрые сроки доставки актуальны не только по "скоропорту". Представьте себе, что будет, если поставщик и получатель работают в режиме “just in time”, а “правильный” перевозчик встал на 48 часовой отстой в день загрузки, оправдываясь страшными штрафами. Остановка производства либо поставки товаров могут стоить и еще дороже.

Достаточно сложно определить, кто прав в такой ситуации и, кто больше страдает. Рассчитывая транзитное время, клиентам может понадобиться в транспортном бизнесе используемый стандарт 450 км. Эта цифра приблизительная, учитывая пробки, плохие дорожные условия, 9 часовой рабочий день водителя и среднюю скорость по трассе 80 km/h. По пустым Сибирским трассам можно проехать и 800 км не нарушая правил, а на МКАД или на автобане Германии застрять и осилить 50 километров за рабочий день.

Решения

Первый и основной документ, если дополнительная информация не оговорена в договоре, это заявка. Именно там указанные условия должны быть известны обоим сторонам. Безусловно, часто бывает, что клиент не указывает ничего, а фраза "срочная доставка" воспринимается по-разному. Тут может появиться сюрприз и отличие мнений в два раза. Ровно так же перевозчик может проигнорировать в заявке указанные сроки и принять это теоретическим пожеланием заказчика, которого в "реальной жизни" выполнить физически невозможно.

Мало просто указать в заявке желаемую дату, надо убедиться в реализуемости данного срока, обсудить кол-во водителей в машине. Тогда шансы на соблюдение срока доставки и требований по безопасности груза становятся более реалистичными.

Если вам есть что добавить по теме, звоните 8-800 700 5542… или пишите info@eurologistics.ru


Назад к списку

Ваш браузер безнадежно устарел,
скачайте любой другой!

Google Chrome
FireFox
Opera