01 / 08 / 2024
Как управлять цепочками поставок в условиях глобальных кризисов
Мы живем в мире транснациональных корпораций и доминирования экономической глобализации. Крупнейшие производственные площадки «разнесены» по разным странам, их работа зависит от своевременной доставки материалов и сырья. Соответственно, логистика и глобальные цепи поставок важны для бизнеса так же, как кровеносная система для организма. Нарушение работы в этой сфере отражается на самых различных секторах мировой экономики.
Факторы, деструктивно повлиявшие на логистику
Современный мир динамично изменяется, что вносит коррективы во все сферы деятельности человека – в том числе, в бизнес. Чтобы определить истоки проблем и динамику развития рынка, нужно учитывать не только актуальные тренды, но и предшествующие события. За последние 10-15 лет наиболее масштабными деструктивными факторами стали:
- Экономическая рецессия 2008-2009 гг.
- Рост уязвимости логистики в связи с финансовым кризисом
- Пандемия COVID-19, вызвавшая ряд избыточных и хаотичных ограничительных мер в большинстве стран мира
- Санкционный кризис, явившийся следствием геополитической нестабильности
- Политические решения, наносящие ущерб интересам бизнеса и экономики
Следует отметить, что дестабилизация работы в сфере логистики не всегда зависит от внешних причин. К негативным факторам относится непредсказуемое поведение потребителей (временный отказ от покупок, панические закупки на фоне стрессовой информационной повестки). Бизнесу вредит перегрузка элементов транспортной инфраструктуры, ориентация на ограниченное число поставщиков, отсутствие прозрачности цепочки поставок.
Как кризис повлиял на цепи поставок в России
Приведенные ниже данные получены на основании опроса НИУ ВШЭ, проводившегося с декабря 2022 по февраль 2023 гг. В качестве респондентов выступили отечественные компании, бизнес которых ориентирован на импорт продукции. Согласно полученным данным, наиболее разрушительными факторами для устойчивости логистики стали:
- Увеличение сроков транспортировки продукции – заявили 49% опрошенных
- Повышение цен логистических услуг отметили 47% респондентов
- Отказ иностранных производителей от сотрудничества – 36%
- Препятствия при выполнении взаиморасчетов с другими странами – 34%
- Валютные колебания – 22%
- Сложности с закупкой иностранного ПО отметили 17% респондентов
Российские логистические операторы столкнулись с необходимостью менять отлаженные методы работы. Многим компаниям пришлось перейти на такие схемы, как реэкспорт, параллельный импорт, «ложный транзит». Если прежде работа логистики сводилась к оптимизации издержек, то теперь главным приоритетом стало обеспечение стабильности.
Как подстраховаться: обеспечение стабильности цепей поставок
В период политических конфликтов многие российские компании предпочли переориентироваться на более надежных поставщиков из дружественных стран. Основная доля (до 70%) в этом сегменте приходится на Турцию, Индию и Китай. Параллельно до 82% опрошенных компаний прорабатывают новые маршруты и способы доставки продукции из недружественных стран.
Своего рода страховкой стала стратегия формирования избыточности в цепях поставок. Это может достигаться двумя способами: увеличением количества поставщиков и повышением уровня собственных запасов.
Также появилась необходимость повышения гибкости реагирования на динамику развития рынка. Свыше 37% опрошенных представителей бизнеса заявили о создании антикризисных штабов. Более 70% респондентов приняли меры по исключению некоторых управленческих звеньев, регламентов и процедур, что способствовало повышению мобильности формирования цепочек поставок.
Ответим на любые вопросы по перевозке!
Просто задайте его в форме
Задайте свой вопрос в форме