Блог
Так как мы рассматриваем международную перевозку груза, то должны применяться нормы Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, подписанной в Женеве, 19.05.1956 (далее - КДПГ). КДПГ в свою очередь возлагает на Отправителя груза (указанного в 1 графе CMR-накладной) определенные обязательства.
Так в соответствии с положениями пункта 1 Отправитель несет ответственность за все издержки Перевозчика (транспортера) и убытки (потери и повреждения), причиненные ему вследствие неточности или недостаточности:
Тут надо правильно читать текст: отправитель несет ответственность за все издержки Перевозчика, а также за убытки причиненные ему вследствие неточности или недостаточности данных в СМР накладной.
Таким образом, из положений КДПГ следует, что Отправитель несет обязанность (исходя из положений статьи 6 КДПГ) компенсировать Перевозчику, в числе прочего:
Из содержания пункта 1 статьи 7 КДПГ в совокупности с положениями статей 8,307 Гражданского кодекса РФ следует, что возложение на Отправителя обязанность компенсировать Перевозчику издержки перевозки происходит вне зависимости от противоправности действий/бездействия Отправителя.
При этом, так как Перевозчиком заявляются (например в суде) издержки, понесенные Перевозчиком в рамках международной перевозки в целях выполнения поручения Отправителя по доставке груза, а не убытки, то Перевозчику не требуется доказывать противоправность действий/бездействия Отправителя и причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими у Перевозчика убытками.
Более того, поскольку по условиям перевозки по CMR-накладной транспортное средство с грузом совершая международную перевозку пересекает государственные (таможенные) границы стран, то Отправитель не может не предполагать о возникновении возможных издержек, которые могут возникнуть при совершении таможенного контроля на границе.
Данные выводы подтверждаются судебной практикой по делу № А56-125533/2019, решение суда по которому вступило в законную силу и устояло в кассационной инстанции.
05 / 02 / 2021
Кому оплачивать досмотр на границе
Иногда при пересечении перевозчиком границы РФ в экспорте или в импорте возникает требование таможни провести досмотр груза. Как правило, рядом всегда есть склад, который за 30000-60000 рублей готов провести необходимые работы по выгрузке, взвешиванию и т.д. Возникает вопрос кто должен платить за такие операции , особенно учитывая, что таможня не указывает причин досмотра, а часто и результаты этой меры контроля нерезультативны – машину после проведения досмотра и оплаты услуг склада просто отпускают.
Так в соответствии с положениями пункта 1 Отправитель несет ответственность за все издержки Перевозчика (транспортера) и убытки (потери и повреждения), причиненные ему вследствие неточности или недостаточности:
- а) указаний, упомянутых в подпунктах 1. b), d), е), f), g), h) и j) пункта 1 статьи 6;
- b) указаний, упомянутых в пункте 2 статьи 6;
- с) всех иных указаний или инструкций, которые даются Отправителем для составления накладной или для включения в нее.
Тут надо правильно читать текст: отправитель несет ответственность за все издержки Перевозчика, а также за убытки причиненные ему вследствие неточности или недостаточности данных в СМР накладной.
Таким образом, из положений КДПГ следует, что Отправитель несет обязанность (исходя из положений статьи 6 КДПГ) компенсировать Перевозчику, в числе прочего:
- - издержки перевозчика, связанные с неправильным указанием в CMR количества грузовых мест, веса брутто груза и наименования груза,
- - издержки перевозчика, связанные с выполнением перевозчиком таможенных формальностей.
Из содержания пункта 1 статьи 7 КДПГ в совокупности с положениями статей 8,307 Гражданского кодекса РФ следует, что возложение на Отправителя обязанность компенсировать Перевозчику издержки перевозки происходит вне зависимости от противоправности действий/бездействия Отправителя.
При этом, так как Перевозчиком заявляются (например в суде) издержки, понесенные Перевозчиком в рамках международной перевозки в целях выполнения поручения Отправителя по доставке груза, а не убытки, то Перевозчику не требуется доказывать противоправность действий/бездействия Отправителя и причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими у Перевозчика убытками.
Более того, поскольку по условиям перевозки по CMR-накладной транспортное средство с грузом совершая международную перевозку пересекает государственные (таможенные) границы стран, то Отправитель не может не предполагать о возникновении возможных издержек, которые могут возникнуть при совершении таможенного контроля на границе.
Данные выводы подтверждаются судебной практикой по делу № А56-125533/2019, решение суда по которому вступило в законную силу и устояло в кассационной инстанции.